Калькутта, 27 апреля: Если бы это не было абсурдно, то было бы смешно. Пассажиром внутреннего рейса Калькутта-Дели-Калькутта авиакомпании Эйр-Индия предлагается задекларировать, что у них имеются документы на застежки-молнии в их брюках. Такие же документы требуются на часы и мобильные телефоны зарубежного производства, а так же на сумму, превышающую 5000 рупий (около 3000 рублей).
Эйр-Индия осушествляет по данному маршруту по два рейса в день в каждое направление. При этом используются международные терминалы аэропортов Дели и Калькутты. Эти рейсы пользуются популярностью потому, что предлагаемые тарифы в целом примерно на 30 процентов ниже, чем в самых дешевых бюджетных авиакомпаниях. Но пассажиры этих рейсов должны задекларировать, что либо не имеют вышеперечисленных предметов, либо имеют оформленные таможенные документы на эти предметы. В перечень входят: часы, часовые механизмы и детали импортного производства, транзисторы и диоды, фото- и видеокамеры, телевизоры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеокасеты, застежки-молнии, другие электронные приборы, золотые слитки и украшения, серебрянные слитки и монеты, а также иностранная валюта.
"Они говорят о либерализации. Но это похоже на ребячество, чушь эпохи социализма, которую мы может ожидать от индийской бюрократии" - говорит пассажир Эйр-Индия из Калькутты, - "Когда я сказал сотруднику таможни о том, что это невероятно глупо, он ответил, чтобы я не беспокоился, так как это всего лишь формальность", - сказал другой пассажир. "Конечно, это лишь формальность для образованных людей, а представьте, с какой трудностью столкнутся полуграмотные или неграмотные люди, выбирающие данный рейс из-за низкой стоимости".
Другой пассажир спрашивает: "В перечень товаров иностранного происхождения включена индийская валюта в количестве 5000 рупий. Значит ли это, что мы может перевозить поддельные индийские деньги, напечатанные за рубежом, до 5000 рупий? Или они хотят запретить перевозку более 5000 рупий?"
Большинство товаров в списке - свободно импортируемые и продаваемые в стране, особенно фотоаппараты, видеокамеры, мобильные телефоны, часы, телевизоры и электронные товары. "Это нелепо ожидать от нас иметь памятку на такие товары", - сказал пассажир. Хотя за абсурд несут отвественность допотопные таможенные правила, но пассажиры винят Эйр-Индию за то, что они допустили такое. "Это государственный переводчик. Он предназначен для оказания сервисной услуги. Можно ли это назвать сервисом, оказываемым пассажирам, если их подвергают такой канцелярщине?", - спросил пассажир. Представители таможни и Эйр-Индии заявили, что процедура была введена для предотвращения обмена ручной кладью, а также для прекращения контрабанды. Должностные лица сказали, что пассажир из Лондона везди в ручной клади товары, подлежащие обложением пошлиной, и передавать их пассажирам внутренних линий на этапе Дели-Калькутта. Или он может обменяться багажом с пассажиром внутренних линий. В Калькутте, таким образом, он избежит таможенного контроля и уплаты пошлин.
Декларационные формы должны быть заполнены пассажирами внутренних рейсов в аэропорту отлета. Они собираются таможенной службой, помещаются в конверт и передаются сотруднику, который летит внутренним рейсом. Формы предназначены для передачи в таможню назначения. Таможенники в ходе проверки международных пассажиров могут также проверить ручную кладь пассажиров внутренних рейсов, чтобы сравнить содержимое в ручной клади с заявленным в форме. "Эта система была введена для предотвращения подобных скрытых сделок", сказал офицер.
Я летела таким внутренним рейсом Калькутта-Дели в начале марта. Тоже заполняла декларацию. Хотя у меня был фотоаппарат, телефон и больше 5000 рупий, я указала, что у меня ничего нет. И никто меня не проверял. Хотя только прочитав сегодня статью, я поняла, что рисковала. Ведь могли всё отнять.